Из далёкого послевоенного детства память сохранила только самые яркие, эмоциональные моменты. Например, в русской школе столицы Латвии старый учитель из «старой формации» в моём дневнике ученицы первого класса записывал не оценки, а слова, например, «какая замечательная девочка». А в пятом классе во время переезда семьи из Дальнего Востока на Кубань после демобилизации отца пришлось пропустить всю третью учебную четверть. В первый же день в новой школе попадаю на контрольную работу по математике. Совсем неизвестна пройденная тема. Но выдумываю свои способы решения задач, которых нет в учебниках. А результат верен!  Задачи не помню, но помню, как перед всем классом учительница хвалила мои решения за их оригинальность. Подобная же ситуация повторилась, когда, получив золотую медаль, наивно полагала, что смогу поступить в МГУ. На собеседовании предложили решить примеры, какие в школе «не проходили». Примеры не помню, но отчётливо помню диалог экзаменаторов:

̶  Здесь ситуация непонятная.

̶  Но вы же понимаете…

̶  Но она же решила…

В то время всё решала Партия, в том числе и поступление в престижные вузы.

Известна истина: «Многознание не учит уму». Именно на «многознание» и рассчитана практика ЕГЭ. Здесь есть свои «За» и «Против». Приведу наблюдения и выводы из собственной практики. Когда действовала старая процедура приёма в вузы, пришлось участвовать во вступительных экзаменах многих вузов города и быть даже председателем одной из таких комиссий.

Так, в коридорах вуза с самым большим конкурсом во время приёмных экзаменов расхаживали строгие представители крайкома партии, а нам, экзаменаторам,  приносили списки поступающих с указаниями, кто из них должен поступить. Таких в списках было большинство. Но, чтобы соблюсти все нормы демократии, на случай общественной проверки экзаменационные листы этих абитуриентов должны быть в полном порядке.

А как же отсеять лишних? Для этого в билеты помещали очень сложные задачи (профилирующим предметом тогда была физика), которые большинство из членов комиссии (сельские учителя) решить не могли, как и все, кто не попал в списки привилегированных. Для абитуриентов из списка  мне приходилось решать задачи, а они затем аккуратно переписывали решения в свои листы. Такая же процедура, но в меньших масштабах,  проходила и в других вузах города. Поэтому возврат к прежней системе экзаменов навсегда закроет двери вузов для действительно достойных. А в последние годы благодаря ЕГЭ из моей семьи поступили в престижные вузы Москвы четверо внуков, окончивших сельские школы. В былые времена это было бы просто невозможно.

Но, известно, что любое новшество «на хвосте» эволюционной кривой приносит также и негативные последствия. Так случилось и с ЕГЭ. Ошибка центрального руководство образованием в том, что результаты ЕГЭ стали засчитываться как основной показатель профессиональной успешности педагогов. Поэтому начались «натаскивания» на ЕГЭ. А из педагогической практики школы ушли все эффективные методики, помогающие школьникам не просто изучить предмет, а научиться думать, чему и учили учителя прошлого века. На этом и строилась парадигма советской школы. А процедура ЕГЭ ничему не учит, а проверяет нормативные предметные знания, без которых также невозможно учить думать и учить учиться. Поэтому польза ЕГЭ для выпускников школ обернулась большим провалом для практики учебного процесса, из которого ушли методики увлекательного обучения и рефлексивной умственной деятельности, а педагогическое творчество стало совсем невостребованным. На смену этим методикам прошлого пришли в педагогику начётничество, догматизм,  нацеленность на готовые знания без учебного поиска, а в итоге стандартизация мышления, умственная и личностная роботизация. А провалы школьного обучения теперь ликвидирует армия репетиторов. Таким образом, можно констатировать, что введение ЕГЭ, и, как следствие, существующая практика оценки его результатов деятельности учителей, приводят к закату Великой дидактики, учения, заложенного трудами великих педагогов прошлого и развитого учителями-новаторами нашего времени.

 

 

 

ЗАКАТ ВЕЛИКОЙ ДИДАКТИКИ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *